Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автотранспорт является экспертиза ДТП, которую в разных случаях граждане часто по разному называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Примечательно и то, что ни одно из указанных наименований не является верным и научно-обоснованным наименованием.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это наименование более семи лет назад, подавляющее большинство юристов, следователей, судей, адвокатов все также продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс экспертиз, не уточняя точного вида экспертного исследования.

В следствии такого абстрактного и общего определения данного исследования, в общей практике довольно таки часто складываются ситуации, когда в адрес учреждения, где присутствуют вроде бы как «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), приходят материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы познания именно эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает нехорошая ситуация, когда материалы возвращаются в судебные или следственные инстанции без надлежащего исполнения, в результате чего установленные сроки расследования дела затягиваются из-за элементарной безграмотности участников следственного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте ДТП: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• состояние дороги в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение автомобиля и других объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и других объектов по покрытию автодороги;

Выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков, неверное расположение дорожных указателей, неправильная разметка дороги и иные негативные особенности дорожной ситуации.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставить все имеющиеся материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для исследования необходимо полное изучение комплекса информации о ДТП.